Технологии управления персоналом организации

Uncategorized

Создание эффективной системы управления персоналом – важнейшее условие успешности бизнеса и его продвижения на рынке. Руководству любой организации, от небольшого частного предприятия до промышленного гиганта, необходимо выстроить систему взаимоотношений с персоналом для совместного достижения поставленных целей. Все больше российских компаний отказываются от классической советской модели жесткого авторитарного управления и начинают использовать более современные технологии. Одной из них является переход на электронный документооборот.

Читайте, какие технологии управления персоналом может использовать организация, как выбрать и внедрить их на практике, в чем заключаются преимущества электронного документооборота.

Что такое технология управления персоналом?

Технология управления персоналом – это система средств, методов, форм и приемов воздействия на сотрудников организации для получения эффективных результатов труда. Цель поиска и внедрения таких технологий – оптимизация работы персонала, повышение производительности одновременно с ростом лояльности к организации-работодателю. Объектом управления в этой системе может стать отдельный сотрудник, группа работников или весь персонал в целом.

Персонал-технологии помогают реализовать основные функции менеджмента: планирование, организацию рабочих процессов, мотивацию сотрудников и контроль достижения поставленных целей. Рационально организованная система управления дает возможность максимально эффективно использовать человеческие ресурсы для получения прибыли организацией и выполнения других поставленных задач.

Технологии управления персоналом организации
Общие направления для управления кадровым потенциалом компании

Какими бывают технологии управления? Основные классификации

Существуют различные классификации технологий управления в зависимости от их назначения, причины, масштаба и других факторов. По причинам возникновения все они могут быть разделены на плановые и экстренные: первая группа используется, когда организация работает в запланированном режиме и справляется со своими задачами, вторая – когда необходимо принимать срочные меры для выхода из кризисной ситуации.

В зависимости от средств, используемых для достижения поставленных целей, все технологии управления персоналом принято делить на четыре группы:

  • Административные. Они регламентируются Трудовым кодексом РФ и иными нормативными актами, устанавливают нормированные взаимоотношения между работодателем и работником. Непосредственно в организации их применение закрепляется ведомственными и должностными инструкциями, приказами администрации, другими локальными нормативными актами. Административные технологии предполагают обязательную систему учета и фиксации фактов, на основании которых принимаются управленческие решения. Например, если сотрудник не вышел на работу, этот факт подтверждается специальным актом, на основании которого выносится административное решение (предупреждение-замечание, выговор).
  • Экономические. Эти технологии основаны на материальной заинтересованности: бизнесу нужно получать прибыль, а сотрудникам – полноценную оплату своего труда. Для достижения этих целей на предприятии формируется система экономического стимулирования: успешное выполнение задач и перевыполнение плана поощряется денежными премиями, за нарушения предусматривается система штрафов. В этом случае сотрудники начинают активнее участвовать в управлении предприятием, так как их действия приводят к получению конкретной выгоды, которую можно оценить в цифрах.
  • Организационные. Эти технологии направлены на организацию производства с наиболее эффективным использованием доступных ресурсов: материальных, временных, человеческих. Например, к организационным технологиям управления можно отнести гибкий рабочий график или систему обучающих семинаров для повышения эффективности персонала.
  • Социально-психологические. Новый подход к кадровому управлению предполагает, что сотрудник должен быть заинтересован в результатах своего труда не только материально. Не менее важно удовлетворение социальных потребностей: повышения статуса, получение признания, уважения коллег. Такие технологии управления основаны на психологической мотивации сотрудников, повышении лояльности к компании, формирование верности коллективу.

Руководство организации может использовать одновременно несколько технологий управления предприятием. Их сочетание с выстраиванием оптимального баланса позволяет обеспечить максимально эффективную работу с персоналом.

Комментарий эксперта. Только административных принципов регулирования взаимоотношения с персоналом недостаточно для эффективной работы. Необходимо разработать систему мотивации, которая будет подталкивать к повышению производительности труда. Без нее работники будут вяло выполнять возложенные обязанности без проявления собственной инициативы и заинтересованности в результатах труда.

Принципы управления персоналом

Эффективное управление персоналом на предприятии базируется на нескольких ключевых принципах:

  • Подбор персонала по сочетанию личных и деловых особенностей. Служба подбора кадров должна учитывать не только уровень образования и опыт по специальности, но и индивидуальные качества, которые будут влиять на действия работника в коллективе.
  • Преемственность. Необходимо организовать передачу знаний и опыта от более старых сотрудников молодым. Это позволит постоянно готовить новые кадры и повышать их профессиональный уровень.
  • Постоянный карьерный рост. Работодатель должен организовать систему работы так, чтобы сотрудники были заинтересованы в профессиональном и личностном развитии для продвижения по службе. Без возможности карьерного роста теряется мотивация к работе, талантливые работники очень скоро начнут уходить на более перспективные места.
  • Открытое соревнование. Сотрудники должны понимать, что для повышения по службе и получения руководящей должности придется соревноваться с коллегами, это стимулирует более активно проявлять инициативу и брать на себя больше ответственности.
  • Сочетание доверия к сотрудникам и постоянного контроля исполнения распоряжений. Работникам нужно доверять, однако они должны понимать, что руководство будет постоянно отслеживать и контролировать их действия.
  • Правовая защищенность. Кадровые и управленческие решения не должны допускать отклонений от действующего законодательства. Работники должны знать свои права и обязанности, понимать последствия каждого действия.
  • Повышение квалификации. На предприятии должна быть создана система наращивания профессиональных навыков- возможность роста станет хорошим мотивирующим стимулом для работников.

Постоянное соблюдение этих принципов позволяет организовать слаженное системное управление персоналом на всех уровнях предприятия. Понятная и прозрачная схема взаимодействия с руководством, четкая иерархия при принятии решений – важные условия успешного управления и результативности работы организации.

Комментарий эксперта. Важнейшее условие продуктивности труда – правильная расстановка руководящих кадров. Повышение в должности не должно быть автоматическим: вышестоящий руководитель должен сначала убедиться, что сотрудник действительно успел наработать все необходимые знания, навыки и опыт для более высокой ступени руководства.

Технологии управления персоналом организации
Ключевые цели системы управления персоналом в организации

Перечень наиболее востребованных технологий управления

Менеджер по управлению персоналом может использовать широкий спектр методов, способов и инструментов по воздействию на коллектив, его подразделения и на отдельных сотрудников. Задача специалиста – разработать наиболее эффективный комплекс мер, которые помогут организовать слаженную работу сотрудников и выполнение ими всех возложенных обязанностей.

Можно перечислить несколько технологий управления, которые чаще всего встречаются в больших компаниях:

  • Подбор и расстановка кадров. Это начальный этап управления: служба подбора персонала и руководство должны сформировать коллектив, состоящий из профессионалов, заинтересованных в улучшении результатов своего труда. Правильная расстановка кадров даст возможность максимально эффективно использовать человеческий капитал.
  • Технологии управления развитием персонала. На предприятии должна быть сформирована система мер, направленных на повышение профессионального уровня сотрудников. К конкретным методам можно отнести производственное обучение, стажировку, наставничество, периодическое повышение квалификации.
  • Технологии управления поведением сотрудников. Это способы воздействия на персонал, обеспечивающие соблюдение установленных правил, корпоративной этики, норм трудовой дисциплины. Необходимо разработать систему методов положительной и отрицательной мотивации.

Также широко распространёнными технологиями являются управление конфликтами, формирование корпоративной культуры, разработка этики деловых взаимоотношений. Этические нормы редко прописываются в нормативных документах, но из быстро усваивают все сотрудники предприятия. Их исполнение помогает поддерживать командный дух, от которого во многом зависит слаженность и результативность работы.

Как оценивается эффективность технологий управления?

Конечный результат применяемых технологий управления персоналом – слаженная продуктивная работа всех сотрудников без исключения, дающая постоянный хороший результат и обеспечивающая компании прибыль. Однако можно выделить и другие критерии эффективности, позволяющие оценить, насколько работает или е работает выбранная технология управления.

Чтобы оценить, насколько результативной является та или иная персонал-технология, необходимо оценить ее по следующим критериям:

  • Простота внедрения. Реализация идей по управлению персоналом или по обучению сотрудников не должна оказаться слишком затратной, иначе она будет неоправданной.
  • Гибкость. Любые технологии управления должны быстро адаптироваться к меняющимся условиям, иначе они окажутся непригодными при наступлении кризиса или другом изменении ситуации.
  • Надежность. Апробация должна показать, что технология работает, понятная сотрудникам, обеспечивает результативность управления.
  • Устойчивость во времени. Результаты не должны ухудшаться: технология управления должна долго сохранять эффективность.
  • Простота использования. Управление персоналом – ежедневный процесс, который должен быть достаточно простым для руководящего состава. Слишком сложная система взаимодействия, непонятные правила, запутанная корпоративная система продвижения по службе создают трудности реализации.

Комментарий эксперта. Результативность управления во многом зависит от системности реализации технологий. Корпоративные правила и нормы должны быть едиными для всех: появление «любимчиков» или, напротив, «изгоев» разрушает всю выстроенную систему и нейтрализует усилия менеджмента. Если руководитель сам не соблюдает установленные нормы и правила, персонал быстро теряет мотивацию и лояльность к компании.

Технологии управления персоналом организации
Корпоративное обучение — одно из важнейших направлений при управлении персоналом

Управленческие стратегии в организации

Технологии управления персоналом выбираются в соответствии с реализацией выбранной стратегии. Она будет зависеть от конкретной ситуации, в которой в данный момент находится компания. Одна из задач руководства организации – быстрая адаптация стратегии компании к меняющимся условиям, от периода роста до кризисов, которые неизбежно возникают во время работы любой организации.

Можно перечислить несколько стратегий, от которых будут зависеть технологии управления персоналом в конкретный момент:

  • Предпринимательская стратегия. Она характерная для организаций, которые в настоящий момент находятся на подъеме: в этот момент набирается персонал, причем отбираются наиболее активные и целеустремлённые сотрудники, между которыми возникает конкуренция. Их деятельность оценивается по реальным результатам. Используется преимущественно денежное вознаграждение. Пи планировании кадровых перестановок учитывается заинтересованность и готовность сотрудников занять более высокие позиции.
  • Стратегия прибыльности. Она предполагает, что компания вышла на стабильные устойчивые позиции, ее деятельность направлена на получение прибыли. В этом случае уже меняются требования к отбору кадров. Уделяется больше внимания кандидатам с максимально высоким уровнем квалификации, пусть и с меньшими карьерными амбициями. Деятельность сотрудников оценивается по результатам, перестановки планируются только руководством.
  • Стратегия выживания. Когда в деятельности компании наступает кризис, стратегия управления меняется. Подбор сотрудников или останавливается совсем, или отбор становится максимально жестким – могут наниматься те люди, знания и навыки которых помогут остановить падение прибыли. Развитие и обучение персонала в эти периоды сводится к минимуму, руководство начинает экономить, численность персонала может сокращаться. На повышение в этих условиях могут рассчитывать люди, которые будут максимально полезными компании в данный момент.

Задача руководства – вовремя менять технологии управления персоналом, адаптируюсь к быстро меняющимся экономическим условиям. В этом случае удастся сохранить наиболее квалифицированные кадры, поддержать мотивацию сотрудников к саморазвитию, максимально полно реализовать кадровый потенциал, чтобы пережить трудные времена и вернуться к экономическому росту.

Чтобы получить полезную информацию по управлению персоналом, можно воспользоваться услугами консалтинговой организации. Профессионал сможет оценить, что мешает продвижению компании на рынке, подсказать, какие технологии управления стоит изменить или добавить. Это даст возможность адаптироваться к изменениям и максимально эффективно управлять сотрудниками.

Технологии управления персоналом организации
Так может выглядеть система управления персоналом на крупном предприятии

Заключение

  • Технологии управления персоналом – это комплекс методов и средств, которые помогают максимально эффективно организовать деятельность сотрудников.
  • Менеджеры по работе с персоналом могут в соответствии со стратегией руководства выбирать наиболее результативный комплекс методов, который поможет сотрудникам приносить максимум пользы компании.
  • Технологии управления должны соответствовать экономической ситуации: в нужный момент их потребуется менять и дорабатывать, чтобы сохранять результативность.

Список источников

Оцените статью
Добавить комментарий